1 октября 2022 года в рамках деловой программы Всероссийского конкурса «Мастер года» на площадке Выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» состоялась дискуссионная сессия «СПО: новые вызовы и решения».
В ней приняли участие представители федеральных учебно-методических объединений. Модерировали дискуссию представители Института развития профессионального образования проректор Дмитрий Ковалев и начальник Центра содержания и оценки качества СПО Ирина Казакова.
Круг вопросов для обсуждения – формирование нового перечня профессий и специальностей к 2024 году, взаимодействие образовательных организаций с работодателями, организация информационной деятельности, внедрение проектного обучения, новые подходы к подготовке руководителей и педагогов в системе СПО. Новый порядок формирования перечней профессий и специальностей вступит в силу 1 сентября 2024 года, а пока ведется усиленная подготовка со стороны федеральных учебно-методических объединений.
Ирина Казакова отметила, что в разработке Института находится навигатор, который позволит сориентироваться в федеральных государственных образовательных стандартах и массиве документов. Кроме того, создан реестр примерных основных образовательных программ, включающий примерные основные программы среднего профессионального образования, а также примерные основные образовательные программы «Профессионалитет».
Все существующие на сегодня УГПС распределены по лабораториям за каждой из которых закреплен куратор. Информацию о лабораториях можно найти на сайте СПО Lab.
Предстоит пересмотреть состав и наименования УГПС, усовершенствовать общий подход к формированию кодов специальностей. Например, «Лесное рыбное хозяйство» будет разделено на три отдельные УГПС: «Сельское хозяйство», «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» и «Рыбное хозяйство». Объединятся в одну УГПС «Химические технологии» и «Технологии материалов», в другую – «Электроника», «Фотоника», «Приборостроение».
Изменения коснутся и гуманитарных наук – в одну УГПС войдут «Русский язык», «Медиакоммуникации», «Журналистика».
Центральной темой дискуссии, вызвавшей наибольшее количество вопросов, стало взаимодействие образовательных организаций с представителями отрасли (работодателями), проведение демонстрационного экзамена на базе работодателя.
Дмитрий Ковалев отметил, что изменения в системе образования неизбежны на фоне социально-экономической трансформации в стране: «Мы должны ускорить процесс модернизации образования, чтобы работодатель не под нас подстраивался, а чтобы мы оперативно реагировали на его запросы. Это является ключевым вызовом 2022-2023 годов. Материально-техническое обеспечение колледжа является важным условием для повышения качества образования. И государство, и бизнес вкладывается в это для того, чтобы улучшать кадровую ситуацию».
«Эти обновления достаточно качественные для всего нашего профессионального сообщества. Главная цель – взрастить прекрасного, нового, ориентированного на профессию будущего специалиста», – объяснила начальник Центра содержания и оценки качества СПО Ирина Казакова.
В целях своевременного информирования педагогической общественности Институт развития профессионального образования регулярно публикует актуальные сведения о составе методических объединений и самые новые документы, касающиеся образовательных программ.