СУИЦИД – это страшно!!!! Поговорим?!
Памятка для родителей
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных медицинских проблем современного общества. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.
Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован к близким прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Профилактика суицидов у подростков.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Памятка родителям по профилактике суицида
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:
«Ты не можешь убить себя, потому что...;
- делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
Информация для педагогов
“Как предотвратить суицид”
Ситуация среди подростков в нашей стране на сегодняшний день остается одной из самых напряженных. Существует огромное колличество подходов, объясняющих, почему дети и подростки совершают суициды и как их можно предупредить.
Так например, согласно одному из подходов, объясняющих наше поведение зависит от того, как мы сами к себе относимся. Получается, что подросток стремиться сам себя убить? Следует обратить внимание на то, что подросток ищет не смерти, а помощи и хочет, чтобы кто-то ему показал: зачем жить и убедил, что жить – это не так уж и плохо.
Что может сделать и на что обратить внимание учитель в ситуации предупреждения детского суицида?
Ни один ребенок не принимает решение уйти из жизни за считанные часы. Решение “зреет” не один день и даже не неделю. Своими действиями и поступками дети в это время взывают о помощи.
Что надо знать классному руководителю ( куратору) и педагогам, на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:
- Суициду предшествуют кратковременные, объективные незатяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями, в техникуме, с педагогами и одногруппниками, в группе товарищей по досугу.
- Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
- Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
- Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.
Основные признаки возможного планирования суицида подростком:
- Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
- Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
- Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в техникуме или приеме наркотиков, алкоголя
- Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.
При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:
- Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
- Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
- Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
- Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
- Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
- Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
- Раздаривание ценных вещей или денег
Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:
- Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
- Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость, критика любых поступков
- Отсутствие близких друзей, отвержение в группе или внетехникумовских коллективах
- Серия отдельных неудач в учебе, внетехникумовских занятиях – творчестве, спорте
- Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек
Что нужно делать при подозрении на суицид:
Если вы классный руководитель (куратор) и отметили у себя в группе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:
- Крайне осторожно поговорить с друзьями, одногруппниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
- Поговорить с другими педагогами техникума, работающими в данной группе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
- Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
- Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
- Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
- Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.
Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.
Что делать, если подозрения укрепились:
Если вы классный руководитель (куратор) и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору техникума, заместителю директора по УВР и привлечь психолога к принятию срочных мер.
Уважаемые педагоги! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в техникуме и в семье!
План
мероприятий по профилактике и предупреждению суицидальных проявлений в ГАПОУ СО «КТА» среди студентов на 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. |
В течение года |
Классные руководители, соцпедагог, психолог |
2. |
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям . |
Постоянно |
Соцпедагог, психолог. |
3. |
Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий со студентами состоящими в «группе риска» |
В течение года |
Классные руководители, заместитель директора по УВР, соцпедагог, психолог. |
4. |
Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время студентов из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, соцпедагог. |
5. |
Внедрение и реализация системы просвещения студентов по профилактике вредных привычек и половому воспитанию. |
В течение года |
Врач-гинеколог, врач-нарколог, зам.директора по УВР |
6. |
Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы: |
В течение года, согласно планам |
Заместитель директора по УВР, соцпедагог, педагог-психолог |
7. |
Занятия для студентов, находящихся в ситуации острого стресса. |
В течение года (по мере необходимости) |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
8. |
Доведение информации до сведения студентов о номере телефона доверия: общероссийского, городского, о нашем «Ящике доверия» |
Сентябрь |
Классные руководители |
9. |
Разработка буклета для педагогов на тему: «Как заметить надвигающий суицид» |
Октябрь |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
10. |
Обучение студентов социальным навыкам и умениям преодоления стресса. |
Ноябрь |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
11. |
Тренинг уверенности в себе (для 1-го курса) |
Декабрь |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
12. |
Занятия с элементами тренинга «Профилактика суицидального поведения» |
Февраль |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
13. |
Обеспечение психолого-педагогической поддержки студентов к выпускным экзаменам (тренинги) |
Апрель |
Педагог-психолог, соцпедагог, |
14. |
Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки студентов по следующей тематике: |
В течение года |
Зам. по УВР, педагог-психолог, соцпедагог |
15. |
Проведение бесед для родителей (законных представителей) согласно следующим тематикам: |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, соцпедагог, психолог, специалисты ЦРБ |
16. |
Конкурс стенгазет «Не навреди здоровью своему» |
Апрель |
Заместитель директора по УВР, соцпедагог, педагог-психолог, |
Зам. директора по УВР Грякалова Г.Е.