Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области 
«Калининский техникум агробизнеса»

                    412483, Саратовская область, г. Калининск, ул. Первомайская, 19 
                        Телефоны: 8 (84549) 3-16-21, 8 (84549) 3-01-46, 8 (84549) 3-03-13        
                                                                                  Email: ms.kalinpu541@mail.ru 
 
                                                                                                                                Соцсети: ВКонтакте "Студенческий вестник"
                                                                                                                                                  Telegram "Калининский техникум агробизнеса"
                                                                        

Памятка для родителей: СУИЦИД – это страшно!!!! Поговорим?!

7 октября 2021 г.

 

СУИЦИД – это страшно!!!! Поговорим?!

Памятка для родителей

 

Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных медицинских проблем современного общества. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления  суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.

Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. 

Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован к близким прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.

         Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.          

Профилактика суицидов у подростков.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Памятка родителям по профилактике суицида

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

Информация   для педагогов

“Как предотвратить   суицид”

        Ситуация среди подростков в нашей стране на сегодняшний день остается одной из самых напряженных. Существует огромное колличество подходов, объясняющих, почему дети и подростки совершают суициды и как их можно предупредить.

            Так например, согласно одному из подходов, объясняющих наше поведение зависит от того, как мы сами к себе относимся. Получается, что подросток стремиться сам себя убить? Следует обратить внимание на то, что подросток ищет не смерти, а помощи и хочет, чтобы кто-то ему показал: зачем жить и убедил, что жить – это не так уж и плохо.

             Что может сделать и на что обратить внимание учитель в ситуации предупреждения детского суицида?

               Ни один ребенок не принимает решение уйти из жизни за считанные часы. Решение “зреет” не один день и даже не неделю. Своими действиями и поступками дети в это время взывают о помощи.

Что надо знать классному руководителю ( куратору)  и  педагогам,  на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:

  • Суициду предшествуют кратковременные, объективные незатяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями,  в техникуме, с  педагогами и одногруппниками, в группе товарищей по досугу.
  • Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
  • Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способ  получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
  • Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.

            Основные признаки возможного планирования суицида подростком:

  • Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
  • Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
  • Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в  техникуме  или приеме наркотиков, алкоголя
  • Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.

При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:

  • Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
  • Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
  • Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
  • Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
  • Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
  • Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
  • Раздаривание ценных вещей или денег

Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:

  • Безнадзорность,   отсутствие   значимого    взрослого  в  жизни  ребенка
  • Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость, критика любых поступков
  • Отсутствие близких друзей, отвержение в  группе или внетехникумовских  коллективах
  • Серия отдельных неудач в учебе, внетехникумовских  занятиях – творчестве, спорте
  • Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек

Что нужно делать при подозрении на суицид:

       Если вы классный руководитель (куратор) и отметили у себя в  группе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:

  • Крайне осторожно поговорить с друзьями, одногруппниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
  • Поговорить с другими педагогами техникума, работающими в данной группе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
  • Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
  • Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
  • Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
  • Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.

Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.

Что делать, если подозрения укрепились:

Если вы классный руководитель (куратор)  и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору техникума, заместителю директора по УВР и привлечь  психолога к принятию срочных мер.

       Уважаемые педагоги! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в  техникуме  и в семье!

 

План

 мероприятий по профилактике и предупреждению суицидальных проявлений  в ГАПОУ СО  «КТА»  среди  студентов на 2021-2022 учебный год

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

 1.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В течение года

Классные руководители, соцпедагог, психолог

 2.

Составление базы данных по социально неблагополучным  семьям .

Постоянно

Соцпедагог, психолог.

 3.

Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий  со студентами состоящими в «группе риска»

В течение года

Классные руководители, заместитель директора по УВР, соцпедагог, психолог.

 4.

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время  студентов из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот.

В течение года

Заместитель директора по УВР, соцпедагог.

 5.

Внедрение и реализация системы просвещения  студентов по профилактике вредных привычек и половому воспитанию.

В течение года

Врач-гинеколог, врач-нарколог, зам.директора по УВР

 6.

Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы:
- в поисках хорошего настроения;
- профилактика вредных привычек
- учимся снимать усталость;
- толерантность-этика будущего;
- способы преодоления тревоги;
- способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями;
- стресс в жизни человека. (способы выхода из стрессовых ситуаций)
- грани моего "Я";
- способы саморегуляции эмоцио-нального состояния "Как сказать «Нет»!";
- Не сломай свою судьбу!  и др.

В течение года, согласно планам

Заместитель директора по УВР, соцпедагог, педагог-психолог

7.

Занятия для студентов, находящихся в ситуации острого стресса.

В течение года (по мере необходимости)

Педагог-психолог, соцпедагог,

8.

Доведение информации до сведения  студентов о номере телефона доверия: общероссийского, городского, о нашем «Ящике доверия»

Сентябрь

Классные руководители

9.

Разработка буклета для педагогов на тему: «Как заметить надвигающий суицид»

Октябрь

Педагог-психолог, соцпедагог,

10.

Обучение студентов социальным навыкам  и умениям преодоления стресса.

Ноябрь

  Педагог-психолог, соцпедагог,

11.

Тренинг уверенности в себе

(для 1-го курса)

Декабрь

Педагог-психолог,  соцпедагог,

12.

Занятия с элементами тренинга «Профилактика суицидального поведения»

Февраль

Педагог-психолог, соцпедагог,

 13.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки  студентов к выпускным экзаменам (тренинги)

 Апрель

Педагог-психолог, соцпедагог,

 14.

Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки  студентов по следующей тематике:
"В чем смысл жизни?";

В течение года

Зам. по УВР, педагог-психолог, соцпедагог

 15.

Проведение бесед для родителей (законных представителей) согласно следующим тематикам:
- суицид и меры профилактики;
- причины и формы проявления невротических расстройств.

В течение года

Заместитель директора по УВР, соцпедагог, психолог, специалисты ЦРБ

16.

Конкурс стенгазет «Не навреди здоровью своему»

Апрель

Заместитель директора по УВР, соцпедагог, педагог-психолог,

 

 Зам. директора по УВР                                             Грякалова Г.Е.

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.