Практическая подготовка (дуальное обучение) — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте.
Дуальное (практико-ориентированное) обучение не является чем - то новым в последнее время. Оно достаточно активно применяется в среднем профессиональном образовании, так как имеет много положительных сторон для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям и требованиям работодателя.
Дуальная система основана на тесном взаимодействии образовательных организаций и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые— за практическую составляющую учебного процесса.
Цель выбора дуальной модели подготовки кадров по специальностям, которые готовит наше образовательное учреждение, очень эффективна и формирует уникальный опыт организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС.
Теоретический материал, который осваивают обучающиеся в колледже, должен находить практическое применение и быть тесно взаимосвязан с жизнью, с практиками реальных образовательных организаций.
Достижение целостности и гармонизации профессиональной подготовки в условиях эффективного взаимодействия педагогов колледжа и представителей работодателей организаций являются на современном этапе реализации дуального обучения студентов всех специальностей наиболее актуальными аспектами.
Принцип синхронизации в дуальном обучении с одной стороны и с другой стороны принцип индивидуализации в содержании дуального обучения – это наиболее актуальные на сегодняшний день направления совместной проработки для всех представителей, участников дуальной модели: педагогов ПОО, студентов и представителей образовательных организаций.
Осуществление тесного контакта участников дуального обучения происходит на всех этапах реализации ППССЗ, начиная с выстраивания содержания обучения и заканчивая контролем и оценкой достижений обучающихся.
На занятиях учебных практик, рассматриваются примеры из производственных практик, конкретных образовательных организаций, при этом к участию в образовательном процессе привлекаются представители работодателя для проведения практического занятия, для демонстрации применения того или иного приема в конкретной практической ситуации.
В свою очередь преподаватели колледжа стажируются в профильных организациях, получают практический опыт работы с тем или иным оборудованием, совместно с работниками образовательных организаций обсуждают варианты возможного применения того или иного метода, приема в рамках применяемой технологии.
Роль профессиональной образовательной организации по общему руководству процессом практического обучения (проведение инструктажей по охране труда, наблюдение и анализ пробной деятельности, контроль качества выполнения работы и т.д.) не прекращается и в период проведения обучающимися непосредственно деятельности в ОУ. Но руководство это становится тоже дуальным, поскольку у обучающегося появляются еще свои руководители и в организации.
В дуальной модели важную роль играет наставник. Таким образом, тесное взаимодействие представителей ОУ и ПОО позволяет гармонизировать процесс подготовки специалистов, синхронизировать теорию и практику, обеспечить целостность в педагогическом процессе как важное условие в подготовке личности выпускника, в формировании профессиональных представлений и компетенций.
Материальное оснащение профильных организаций – баз практики разнообразно, соответствует требованиям ФГОС и постоянно обновляется. В этом так же большой плюс дуального обучения.
Дуальная модель обучения обеспечивает подготовку современного конкурентоспособного специалиста на рынке труда, так как посредством ее происходит формирование профессиональных компетенций путем обогащения профессиональным, специализированным контекстом содержания будущего учителя, воспитателя и целенаправленное ориентирование на мобильное решение реальных профессиональных задач, а также проектирование своей индивидуальной траектории профессионального развития.